Так называют стиль русской архитектуры (в основном Москвы и Подмосковья) конца 17 — начала 18 века.
Московское барокко — первый этап развития барокко в России.
Отличается стиль московское барокко центричностью построек, оформлением оконных и дверных проемов и применением элементов архитектурного ордера.
В этот период особое внимание уделялось строительству церквей. Впервые стали делить фасады храмов по этажам, располагать главы по сторонами света. Яркий пример такой постройки — Большой собор Донского монастыря.
Стиль московское барокко включает в себя Нарышкинское, Строгановское и Голицинское барокко. Главное отличие этих «подстилей» — определенные вкусы заказчиков.
Нарышкинское барокко — это здания, построенные по заказу боярина Нарышкина (близкого родственника Петра I). Постройки этого стиля внешне очень различны, поскольку возводились разными мастерами, но все содержат общую идею. Примером служат церковь Воскресения в Кадашах и палаты Нарышкиных в Высокопетровском монастыре.
Голицынский стиль — это группа церквей, созданных под руководством князей Голицыных. Одно из прекрасных произведений этого стиля — церковь Знамения Богородицы в селе Дубровицы (верхнее фото). Голицынские постройки по стилю близки к древнерусской архитектуре, хотя и содержат типичные элементы барокко.
Здания Строгановского барокко возводились на севере России по заказу промышленника Строганова. Основная черта этого стиля — насыщение архитектуры барочными декоративными элементами. Знаменитый памятник русского барокко в Нижнем Новгороде — Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Есть еще один стиль московского барокко, который раньше не выделяли в отдельный. Это стиль Прозоровских. Здания этого стиля, не смотря на принадлежность к барокко, довольно лаконичны, что отражало вкусы князей Прозоровских. Яркий пример — Церковь Спаса Нерукотворного в Гирееве (на фото внизу).
Стиль московское барокко начал затухать в начале 18 века в связи с переносом столичной жизни в Санкт-Петербург.
Добавить комментарий