Петровское барокко — термин, применяемый искусствоведами к архитектуре и декору времен Петра Великого в новой столице России Санкт-Петербурге.
Петр хотел, чтобы Россия присоединилась к ряду цивилизованных западных стран, следую общему европейскому пути политического, экономического и культурного развития.
В надежде увидеть плоды своей работы в своей жизни, Петр пригласил многих известных западноевропейских архитекторов, скульпторов, художников и мастеров прикладного искусства в свою новую столицу, основанную в 1703 году. Петровское барокко — это смесь итальянского барокко, раннего французского классицизма и рококо и ряда других стилей и движений.
Каждый архитектор, работающий в России, представил традиции своей страны и архитектурной школы. В этом смысле петровское барокко — скорее условный термин, поскольку не является барокко в чистом виде. Он отражает до сих пор не совсем ясную тенденцию этого периода, объясняя дальнейшую эволюцию русской архитектуры в зрелое барокко в середине 18 века.
В отличие от нарышкинского барокко в Москве, петровское барокко представлено резким отказом от византийских традиций, которые доминировали в русской архитектуре в течение почти тысячелетия. Отличительные черты этого стиля — симметрия, уравновешенность, выделение центра композиции, многоцветная архитектура, сдержанность в украшении, прмоугольные или арочные оконные проемы, мансардная крыша с переломом.
Основные постройки в стиле петровское барокко — Петропавловский собор (Трезини), Кикины палаты (Шлютер), дворец Меншикова (Фонтана), летний дворец Петра I (Трезини), Кунсткамера (Маттарнови, Киавери, Земцов), Александро-Невская лавра (Трезини), Церковь Симеона и Анны (Земцов), Здание Двенадцати коллегий (Трезини).
Построек петровского барокко за пределами Петербурга очень мало. Это, в частности, Меншикова башня в Москве и дворец Кадриорг в Таллине (на фото вверху).
Ещё на эту тему:
Добавить комментарий