В второй половине 16 века иезуитская церковь святого Михаила в Мюнхене стала первым духовным зданием, которое содержало некоторые элементы барокко. Образцом при ее проектировании для архитектора Сустриса послужила Иль-Джезу (церковь иезуитов в Риме).
Свет, проникая через большие окна, создает контраст между темным сводчатым потолком и лучезарно освещенными алтарем и арками. Богатая штукатурка и скульптурный орнамент придают интерьеру почти праздничное веселье, чего не было в четко сконструированных церквях Возрождения. Не смотря на это, статическая прочность конструкций и прямые линии указывают на все еще ренессансную постройку.
Однако тридцатилетняя война в Германии положила конец всем художественным начинаниям, и в 17 веке Германия не принимала участия в развитии барокко. Когда после Вестфальского мирного договора политические и экономические условия стали стабильнее, стало очевидно, что война полностью изолировала Германию художественно. В этот период итальянскими архитекторами было построено больше церквей в Германии, чем в Италии.
В начале 18 века немецкие мастера стали в состоянии внести свой вклад в искусство. В 1702 г. началось строительство Бенедиктинского аббатства в Мельке на Дунае (архитектор — Якоб Прандтауэр). Взаимодействие благодати и солидности, невесомости и массы, этот монастырь — яркий пример немецкого барокко.
Одним из самых оригинальных изобретений архитектуры барокко — сделать основным планом овал. Овал имеет ту же бесконечность, что и круг, но две его стороны дают чувство направления; это изящно сочетает в себе центральные и продольные планы и создает гармоничное целое.
Базилика Фирценхайлиген (арх. — Бальтазар Нейман) имеет массивный фасад из двух башен и выпуклой центральной части. Интерьер ее состоит из искусно переплетающихся кругов и овалов (многие сопоставляют его с фугами Баха). Разнообразие стало единством, представляя богатство удивительного движения.
Немецкое барокко стремится к единству. Стены заменяются тонкими колоннами, а световые потоки охватывают твердые формы, создают золотой блеск на алтарях и святых, приводят в движение тени. Штукатурка и скульптура становятся необузданными и непредсказуемыми. Как будто преодолев все законы гравитации, ракушки, фрукты, цветы и виноград висят между стеной и потолком.
Небеса разверзлись, и под небесным светом ангелы и святые парят в церкви. А алтарь как будто спустился с небес и является посредником между жизнью на земле и небесами. В таких церквях прихожане не смирялись, они становились частью всего этого. Верующий забывает о себе, повседневной жизни и чувствует неограниченное великолепие и могущество сверхъестественного.
Такие грандиозные эффекты не достигались только за счет архитектуры; скульптура и живопись также сыграли свою роль. Три основных типа изобразительного искусства — архитектура, скульптура и живопись — считались независимыми в эпоху Возрождения, но стиль барокко объединял их все. Не удивительно, что в те времена мастера сочетали в себе несколько навыков.
Один из самых таких успешных универсалов — Эгид Квирин Асам, который создал скульптуру Успения Пресвятой Богородицы для аббатской церкви в Баварии. Возвышаясь над фигурами двенадцати апостолов, Дева, при поддержке ангелов, плавает в промежуточном пространстве на фоне богатых штор. Она отдаляется от земли. Фигура Богородицы кажется нематериальной, сверхъестественной. Это совершенное мастерство.
Живопись тоже была необходима. Фресковая живопись на потолке создавала воображаемый мир аллегорических и небесных фигур. Реальная архитектура продолжалась в архитектуре нарисованной, смешивая реальность и иллюзию. Небо и земля перестают существовать отдельно.
Ещё о барокко в Германии
Добавить комментарий