В эпоху барокко мастера натюрморта из Италии, Фландрии, Франции, Голландии и Испании писали натюрморты с использованием фруктов, цветов, музыкальных инструментов, рыбы, дичи и всего того, что использовалось в домашнем хозяйстве.
Все эти предметы рисовались не просто реалистичными, а с присущими барокко тщательностью и серьезностью.
Итальянский художник Караваджо написал несколько картин, которые можно отнести к натюрмортам. Говорили, что мастер использовал все свое мастерство для изображения цветов, как если бы он рисовал человека. Это мастерство и внимание к деталям особенно хорошо видно в его картине «Корзина с фруктами».
В классическом искусстве объекты идеализировались. Караваджо пошел против этого. Он изображал червоточины на яблоках, листья на различных стадиях увядания. Еще одна особенность — как размещена корзина на столе. Она как будто выпадает из двухмерного пространства, что тоже противоречит классическому искусству.
Идею взаимодействия зрителя с искусством можно найти во многих натюрмортах барокко. В картинах использовались все пять чувств человека. На фото слева — «Натюрморт с шахматной доской» («Пять чувств»), автор — Любен Божен.
Голландский художник Виллем Кальф изображал предметы роскоши, такие как турецкие ковры, фарфор, редкие фрукты, показывая процветание, богатство и власть Голландии.
Ян Давидс де Хем — голландский художник натюрмортов. Он рисовал великолепные композиции изысканно накрытых столов, которые дышат изобилием фламандской живописи барокко. Его работы формировали связь между голландскими и фламандскими традициями натюрморта. На фото справа — «Натюрморт с серебряным стаканом».
Рашель Рюйш была одним из лучших мастеров цветочного натюрморта барокко. Она родила мужу десятерых детей, но никогда не откладывала в сторону кисть. Она реалистично изображала цветы и фрукты. Чаще всего она рисовала композиции на темном фоне, выделяя ярким светом сами объекты.
Натюрморт барокко включал в себя такой жанр как аллегорический натюрморт (Ванитас). С латинского Vanitas переводится как тщеславие и означает бессмысленность земной жизни и преходящий характер всех земных благ. Общие символы это черепа, гнилые фрукты (процесс старения), дым, часы (краткость жизни), музыкальные инструменты (эфемерная природа жизни).
В картине «Memento Mori» (Винсент Лауренс ван дер Винне) всё напоминает о смерти: открытая книга символизирует знания, земной шар — мощность, музыкальные инструменты — чувственные удовольствия, часы — быстротечность времени. Череп лежит выше всего этого, напоминая о том, что не смотря на все богатства и славу в мирской жизни, смерть остается неизбежной.
Добавить комментарий